пятница, 10 февраля 2017 г.

Готовим сообщение

Источник гоо.гл/ltmoQ3
   Едва ваш малыш пошел в школу, а уже первое (да такое ответственное!) задание – доклад!  Он уже ученик «со стажем», а написание выступления все еще вызывает много вопросов.
Для чего и кому это нужно? Где брать информацию и какую? Как оформить эту работу? Вопросов обычно больше, чем ответов.
       Сообщение - это небольшой устный монолог не более 2-4 минут, содержащий научную информацию.

      Доклад - еще один вид устного монолога научного стиля речи. От сообщения доклад отличается большим объемом информации. Оптимальное время доклада — 5-10 минут. Во вступлении докладчик не только сообщает тему, но и указывает ее актуальность и значение.Основная часть доклада содержит материал, который отобран учащимся для рассмотрения данной темы. В заключении нужно сделать выводы.
      Предполагается, что сообщение или доклад будет сделан устно, но его текст лучше подготовить в письменном виде, особенно если в тексте доклада встречаются географические названия и имена, даты, числовые данные.
       Для чего такая работа в начальной школе? Большинство современных профессий предполагают умение самостоятельно находить, отбирать, анализировать и обобщать информацию, а потом сообщать её слушателям и учатся этому уже с первого класса.
      Обучение составлению текстов для устных выступлений очень разумно начинать именно в начальной школе, поскольку возраст 7-10 лет является сензитивным (оптимальным) периодом для формирования базы абстрактного словесно-логического мышления и возможной на его основе произвольной, осознанной речи. То есть очень важно именно в начальной школе предоставить ребёнку возможность получить необходимый опыт публичный выступлений, связанных не только с декламированием выученных наизусть текстов, но и учиться понемногу формулировать и высказывать собственные мысли, делиться найденной в литературных источниках информации, формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Вероятнее всего, ваш ребёнок получит задание подготовить доклад в качестве домашней работы.
       При подготовке доклада есть риск допустить следующие ошибки:
  • отложить подготовку доклада до крайнего срока: наутро доклад должен быть готов, а сейчас уже поздний вечер. Работа будет выполнена на скорую руку. В итоге никакой пользы от работы над докладом ребёнок не получит;
  • у вас нет времени и/или желания делать эту работу вместе с ребёнком, поэтому вы пишете доклад вместо него. Вы сэкономите время и нервы, но украдете у ребёнка шанс получить собственный опыт и важные навыки;
  • вы знаете, что много информации есть в интернете, помогаете ребёнку найти готовый доклад во всемирной сети, скачиваете и распечатываете готовый текст. Ваш ребёнок рискует принести в школу доклад, написанный с грубыми фактическими и грамматическими ошибками, плохо оформленный, некачественный по содержанию.
Постарайтесь донести до ребёнка мысль, что доклад надо начинать готовить заранее. При этом вы готовы оказать посильную помощь, но не будете выполнять всю работу за ребёнка. Интернет – это один из источников информации, но готовые работы (рефераты, доклады) вы искать и приносить в школу не советуете.
В качестве источников информации можно использовать книги, журналы, учебные пособия, публикации в Интернете. При использовании материалов из «всемирной паутины» надо быть особенно внимательными, отдавая предпочтение электронным копиям статей и книг, а также специализированным сайтам для школьников (исключая странички с готовыми работами).
По объёму доклад предполагает выступление продолжительностью 3-5 минут.
   По структуре доклад предполагает наличие 3 частей:
  • вступление – сообщается тема рассказа; 
  • основная часть – собственно доклад. Вначале сообщаются основные факты, даются определения понятий. Далее раскрывается тема доклада.
  • заключение – подводится итог сообщения, делается вывод по теме.
Текст можно дополнить иллюстрациями, если они необходимы для пояснения текста, а не просто служат украшением.

Сообщение должно быть написано понятным, но не примитивным языком. Не настаивайте на использовании ребёнком сложным терминов, если он сам затрудняется в их произношении и объяснении их значения.

Главное требование к оформлению  – аккуратность. Текст может быть набран на компьютере и распечатан или написан вручную на листе формата А-4. Первой страницей сообщения является титульный лист с указанием учебного предмета, темы и данных об авторе. Текст  можно разделить на логические части – так будет удобнее ориентироваться в тексте. Каждую иллюстрацию желательно подписать, чтобы было понятно, что именно на ней изображено.
Текст необходимо несколько раз внимательно перечитать, убедиться, что все слова понятны. После этого нужно помочь ребёнку подготовиться к выступлению и примерить на себя роль слушателя.

Сообщения и доклады оцениваются по следующим критериям:
- соблюдение требований к его оформлению;
- необходимость и достаточность информации для раскрытия темы;
- умение учащегося свободно излагать основные идеи, отраженные в докладе;
- способность учащегося понять суть задаваемых ему вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Из статьи Анны Ростошанской http://www.littleone.ru/articles/7-16/school/261
В первом классе достаточно для сообщения  подготовить текст из 4-6 предложений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий