Источник гоо.гл/ltmoQ3 |
Для чего и кому это нужно? Где брать информацию и какую? Как оформить эту работу? Вопросов обычно больше, чем ответов.
Сообщение - это небольшой устный монолог не более 2-4 минут, содержащий научную информацию.
Доклад - еще один вид устного монолога научного стиля речи. От сообщения доклад отличается большим объемом информации. Оптимальное время доклада — 5-10 минут. Во вступлении докладчик не только сообщает тему, но и указывает ее актуальность и значение.Основная часть доклада содержит материал, который отобран учащимся для рассмотрения данной темы. В заключении нужно сделать выводы.
Предполагается, что сообщение или доклад будет сделан устно, но его текст лучше подготовить в письменном виде, особенно если в тексте доклада встречаются географические названия и имена, даты, числовые данные.
Для чего такая работа в начальной школе? Большинство современных профессий предполагают умение самостоятельно находить, отбирать, анализировать и обобщать информацию, а потом сообщать её слушателям и учатся этому уже с первого класса.
Обучение составлению текстов для устных выступлений очень разумно начинать именно в начальной школе, поскольку возраст 7-10 лет является сензитивным (оптимальным) периодом для формирования базы абстрактного словесно-логического мышления и возможной на его основе произвольной, осознанной речи. То есть очень важно именно в начальной школе предоставить ребёнку возможность получить необходимый опыт публичный выступлений, связанных не только с декламированием выученных наизусть текстов, но и учиться понемногу формулировать и высказывать собственные мысли, делиться найденной в литературных источниках информации, формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Вероятнее всего, ваш ребёнок получит задание подготовить доклад в качестве домашней работы.
При подготовке доклада есть риск допустить следующие ошибки:
- отложить подготовку доклада до крайнего срока: наутро доклад должен быть готов, а сейчас уже поздний вечер. Работа будет выполнена на скорую руку. В итоге никакой пользы от работы над докладом ребёнок не получит;
- у вас нет времени и/или желания делать эту работу вместе с ребёнком, поэтому вы пишете доклад вместо него. Вы сэкономите время и нервы, но украдете у ребёнка шанс получить собственный опыт и важные навыки;
- вы знаете, что много информации есть в интернете, помогаете ребёнку найти готовый доклад во всемирной сети, скачиваете и распечатываете готовый текст. Ваш ребёнок рискует принести в школу доклад, написанный с грубыми фактическими и грамматическими ошибками, плохо оформленный, некачественный по содержанию.
В качестве источников информации можно использовать книги, журналы, учебные пособия, публикации в Интернете. При использовании материалов из «всемирной паутины» надо быть особенно внимательными, отдавая предпочтение электронным копиям статей и книг, а также специализированным сайтам для школьников (исключая странички с готовыми работами).
По объёму доклад предполагает выступление продолжительностью 3-5 минут.
По структуре доклад предполагает наличие 3 частей:
- вступление – сообщается тема рассказа;
- основная часть – собственно доклад. Вначале сообщаются основные факты, даются определения понятий. Далее раскрывается тема доклада.
- заключение – подводится итог сообщения, делается вывод по теме.
Сообщение должно быть написано понятным, но не примитивным языком. Не настаивайте на использовании ребёнком сложным терминов, если он сам затрудняется в их произношении и объяснении их значения.
Главное требование к оформлению – аккуратность. Текст может быть набран на компьютере и распечатан или написан вручную на листе формата А-4. Первой страницей сообщения является титульный лист с указанием учебного предмета, темы и данных об авторе. Текст можно разделить на логические части – так будет удобнее ориентироваться в тексте. Каждую иллюстрацию желательно подписать, чтобы было понятно, что именно на ней изображено.
Текст необходимо несколько раз внимательно перечитать, убедиться, что все слова понятны. После этого нужно помочь ребёнку подготовиться к выступлению и примерить на себя роль слушателя.
Сообщения и доклады оцениваются по следующим критериям:
- соблюдение требований к его оформлению;
- необходимость и достаточность информации для раскрытия темы;
- умение учащегося свободно излагать основные идеи, отраженные в докладе;
- способность учащегося понять суть задаваемых ему вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Из статьи Анны Ростошанской http://www.littleone.ru/articles/7-16/school/261
В первом классе достаточно для сообщения подготовить текст из 4-6 предложений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий